Назад к списку

Китайские автомобили: лучшие и надежные авто на российском рынке

Подборка топовых автомобилей от китайских брендов по версии автоэкспертов INFULL.

Редакция INFULL
23 апреля 2024 г.

Ситуацию с китайскими машинами в России после 2022 года можно описать известной фразой: “Отрицание, торг, принятие”. После ухода европейских брендов водители, ранее считавшие авто из Китая “дешевым ширпотребом”, начали к ним присматриваться и не зря. В 2024 году мощные кроссоверы из Поднебесной ничуть не уступают премиальным западным маркам. Ни по качеству, ни по экстерьеру.

Статистика по авторынку за прошлый год впечатляет. Всего за 2023 год в России было продано свыше 1 млн китайских автомобилей. А доля “китайцев” среди новых машин превысила 60%.

Популярные марки автомобилей из Китая

За последние пару лет, кроме уже привычных россиянам марок Chery, Haval, Geely и Changan, рынок наполнили бренды, о которых раньше мало кто слышал. Это GAC, FAW, DongFeng, Omoda, Exeed и многие другие. Причем популярностью пользуются как машины с ДВС (двигателем внутреннего сгорания), так и электромобили.

За прошлый год продажи китайских электромобилей увеличились почти в пять раз. Всего было продано более 14 тысяч моделей. 

Перечислим топовые марки электромобилей с ориентировочной стоимостью на начало 2024 года:

  1. Zeekr X от концерна Geely. Премиальный бренд среди китайских электрокаров, лидер продаж в РФ. Цена: около 3,7 млн ₽.

  2. BYD Seagull. Еще один дочерний бренд китайского производителя Geely. стоимость модели: около 2,2 млн ₽.

  3. Avatr 11 от известного в России “китайца” Changan. Ориентировочная стоимость: 5,3 млн ₽.

  4. Voyah Free EV от китайского концерна Dongfeng. Цена: от 9,1 млн ₽.

  5. Evolute i-Pro от Dongfeng. Примечательная особенность бренда Evolute в том, что формально он является российским, поскольку завод располагается в Липецкой области. Стоимость модели: примерно 2,99 млн ₽.

Модели китайских машин, которые успели себя зарекомендовать

Chery – самый известный китайский автопроизводитель в России, был основан в 1997 году государственными компаниями Китая и мелкими инвесторами. Сейчас у автопроизводителя 6 заводов по всему миру.

В 2020 году Chery запустила в России продажу премиальной линейки автомобилей под брендом Exeed. Стоимость нового кроссовера Chery Tiggo 4 Pro в 2024 году – от 2,12 млн ₽.

Haval. Автомобильный бренд был основан в 2013 году в качестве дочерней компании Great Wall Motors – крупного китайского производителя автомобилей. В России Haval появился в 2014 году, и это стало первым выходом бренда на международный рынок. Свое первое зарубежное производство Haval открыл на территории России в 2019 году. 

Одна из самых популярных моделей марки – Haval Jolion NEW Comfort. В 2024 году ее стартовая цена составляет 1,99 млн ₽.

Geely. Китайская компания была основана в 1986 году. Сперва она занималась запчастями для кондиционеров и холодильников, и лишь в 1998 году компания выпустила первый автомобиль в продажу.

Сейчас бренд производит не только классические авто, но и электромобили, гибриды, беспилотники, грузовики. В Россию Geely пришла в 2011 году. В 2024 году самая низкая стоимость популярной модели Coolray от бренда Geely – 2,3 млн ₽.

Changan – старейший автомобильный производитель в Китае, его история началась в 1862 году. Сперва это был обычный оружейный завод, пока в 1957 году не стартовало производство внедорожников для нужд армии Китая. На территорию РФ бренд пришел только в 2013 году. Стоимость топовой модели Changan CS55 PLUS в 2024 году – от 2,4 млн ₽. 

Omoda. Один из самых молодых китайских брендов в России. В нашей стране модели Omoda начали продавать только в 2022 году. Головная компания производителя – Chery Automotive, основанная в 1997 году. В 2024 году Omoda поставляет на российский рынок всего несколько моделей – С5, S5, S5 GT. Стоимость самой недорогой модели, Omoda S5, стартует от 1,7 млн ₽.

BAIC. Китайский автомобильный бренд BAIC Group был основан в Пекине в 1958 году. На российский рынок компания пришла только в 2023 году, модели BAIC начал собирать калининградский завод “Автотор”. Цена на бюджетную модель BAIC X75 в 2024 году – от 2,4 млн ₽.

Kaiyi. Бренд Kaiyi начал свою историю всего 10 лет назад, в 2014 году. Создатели марки – известный Chery и два китайских инвестиционных фонда. В России продаются только две модели Kaiyi – бюджетные Е5 и Х3. Обе изготавливаются на заводе “Автотор” в Калининграде. На момент написания статьи (апрель 2024 года) стоимость Kaiyi Е5 начинается от 1,1 млн ₽, а Х3 – от 2 млн ₽.

SWM – это малоизвестный в России бренд компании Shineray, основанный в 1975 году в качестве итальянского производителя мотоциклов. В 2014 году SWM начал выпускать автомобили, включая гибриды. В РФ марка пришла только год назад, в апреле 2023 года. Модельный ряд автомобилей SWM, продающихся в России, состоит всего из трех наименований – кроссоверов SWM G01, SWM G01F и SWM G05 Pro. В 2024 году цена на самую бюджетную модель, G01, начинается от 2 млн ₽.

Где и как производят китайские автомобили в России

На территории РФ функционирует завод китайской марки Haval, открытый в Тульской области в 2019 году. С российского конвейера сходят 5 моделей внедорожников: F7, F7x, H9, Jolion и Dargo. 

В начале 2024 года на заводе началась тестовая сборка новой модели кроссовера Haval M6.

Компания Geely в 2017 году запустила завод в республике Беларусь, из которого налажены прямые поставки машин в Россию. Производство располагается в Минске. На минском заводе собирают 6 “китайцев”: Atlas Pro, Tugella, Emgrand, Belgee X50, Monjaro и Okavango.

Завод китайских электромобилей “Моторинвест” в Липецкой области работает с 2011 года. 

Все модели, выпускаемые заводом, собираются из китайских комплектующих и принадлежат концерну Dongfeng: Evolute, Voyah Free, M-HERO, Xuan Max и другие.

Еще одна площадка для сборки китайских автомобилей – завод “Автотор” в Калининграде, который до 2022 года выпускал модели брендов BMW, Kia и Hyundai. “Китайцы” с его конвейера начали сходить относительно недавно, в 2023 году. В 2024 году завод “Автотор” собирает модели популярных китайских марок JMC, BAIC, Kaiyi и SWM и Jetour.

Чем отличаются китайские авто от других брендов. Технические особенности

Двигатели 

Менее известные китайские автопроизводители в целях снижения цен устанавливают на внедорожники слабые двигатели, тем самым сокращая их срок службы только до гарантийного. Чтобы сэкономить на ремонте автомобиля из Китая, мы рекомендуем оформить КАСКО.

Непродуманная эргономика салона автомобиля

Автолюбители отмечают неудобные сиденья, скользящие коврики и слишком маленькую емкость под стеклоомыватель.

Вычурность оснащения

Китайские производители стремятся, чтобы их авто выглядели высокотехнологично: огромный LED-экран, проекция на лобовое стекло, парктроник, доступ без ключа, необычная подсветка салона. При этом не всегда богатая комплектация бюджетных “китайцев” соответствует их качеству.

Что с безопасностью

Китайцы регулярно проводят краш-тесты своих машин. Например, марка Haval проводила их не только в Поднебесной, но и на территории Австралии. Модели этого бренда по итогам краш-тестов получили оценки “отлично” и “хорошо”. Аналогичных оценок удостоились также автомобили фирмы Chery. Модели Changan и Geely получили только отличные оценки.

Еще несколько лет назад все краш-тесты “китайцев” проходили исключительно по собственной методике C-NCAP, за исключением некоторых премиальных марок. 

В самых строгих, европейских тестах, машины не участвовали, а значит, проведенное китайское и австралийское тестирование не могло считаться объективным.

В 2022 году было протестировано несколько китайских моделей по европейской методике Euro NCAP. Оценку “5 звезд” получила модель Omoda C5, присутствующая в том числе и в России.

В 2023 году Европейская ассоциация Euro NCAP включила в краш-тесты 8 автомобилей из Китая. Все они получили высшую оценку – 5 звезд. Речь идет о следующих моделях: 

  • Dolphin, Seal, Seal-U (Song Plus) и Tang от бренда BYD.

  • G9 и P7 от Xpeng.

  • EL7 (ES7) и ET5 от Nio.

Самой безопасной оказалась модель Nio ET5. По прочности она превзошла не только всех перечисленных “китайцев”, но и “титана” мирового автопрома Volkswagen ID.7.

Что с запчастями

В замене деталей кроется, пожалуй, главный минус автомобилей из Китая. Проблем несколько:

  • Если новая модель машины вышла не на старой платформе, то выпуск каталога запчастей для нее может запаздывать. Либо он выпущен без схем или только на китайском языке.

  • Некоторых запчастей нет в наличии, например, деталей двигателя. Ожидание может длиться неделями.

  • Запчасти низкого качества. На замену зачастую присылают либо поддельные детали, либо б\у после ремонта.

  • В каталогах нет нужных артикулов, нередко отсутствует информация на русском или английском языке.

  • Элементы кузова для “китайца” стоят дороже, чем аналогичные от европейских производителей. Найти их в наличии бывает довольно затруднительно.

Что с качеством сборки

Еще 10 лет назад оно заметно уступало европейским маркам. Сейчас производители следят за дефектами сборки. Если дефект приобретает массовый характер – компания делает отзыв автомобилей, то есть просит владельцев приехать для проведения бесплатного ремонта и устранения поломки.

Что с коррозией

Зачастую качество лакокрасочного покрытия уступает европейским автомобильным брендам, а оцинковка кузова выполняется лишь частично. 

Для дешевых моделей используется упрощенная технология нанесения цинка, поэтому ржавчина на дне машины может проявляться уже спустя 3 года после выпуска с конвейера.

Особенно подвержены коррозии китайские машины, выпущенные в середине и в конце нулевых. За последние 3-4 года технология защиты изменилась, но судить о ее эффективности пока что рано. Это будет понятно в течение ближайших лет эксплуатации новых китайских моделей авто в России.

Заключение

Главное преимущество китайских автомобилей – низкие цены по сравнению с европейскими марками. Помимо этого, “китайцы” привлекают покупателей расширенной базовой комплектацией и экстерьером, который сейчас ничуть не уступает европейским брендам.

Минусов тоже достаточно. Это высокие цены на некоторые запчасти, их долгое ожидание, путаница с каталогами. Машины слабо устойчивы к коррозии.

В плане безопасности пока тоже не все гладко. К 2024 году лишь ограниченное количество китайских автомобилей проходило европейские краш-тесты Euro-NCAP. 

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...