Российский союз автостраховщиков (РСА) представил рэнкинг регионов за первый квартал 2022 г. Первые три места по наиболее рискованным действиям в ОСАГО в нем заняли Северная Осетия-Алания, Чеченская республика и Дагестан.
В тройку регионов с наименьшим уровнем риском в ОСАГО вошли Калининградская область, Пермский край и Новгородская область, сообщил президент РСА Игорь Юргенс.
Первые двадцать строчек рэнкинга относятся к «красной» зоне, их занимают регионы с максимальным уровнем риска в ОСАГО.
Топ-20 самых рискованных регионов по показателям ОСАГО за период с 1 апреля 2021 г. по 31 марта 2022 г.
Итоговое место
Регион
1
Северная Осетия-Алания
2
Чеченская республика
3
Республика Дагестан
4
Ингушетия
5
Карачаево-Черкесская республика
6
Приморский край
7
Кабардино-Балкарская республика
8
Нижегородская область
9
Севастополь
10
Хабаровский край
11
Адыгея
12
Республика Тыва
13
Камчатский край
14
Новосибирская область
15
Хакасия
16
Бурятия
17
Марий Эл
18
Калмыкия
19
Ставропольский край
20
Воронежская область
При этом у трех лидеров «красной» зоны — Северной Осетии-Алании, Чеченской республики и Дагестана — уровень выплат с учетом расходов на ведение дела превышает 200%, то есть на каждый полученный в этих республиках рубль страховой премии страховщики несут два рубля убытков. В Республике Ингушетия этот показатель составил рекордные 307%, указывает РСА.
Также в «красной» зоне находятся регионы-рекордсмены по величине средней выплаты: это Северная Осетия-Алания (средняя выплата по ОСАГО в первом квартале 2022 г. составила 132,0 тыс. р.(почти в два раза выше средней по РФ выплаты, которая составила 70,6 тыс. р.), далее следуют Ингушетия (128,7 тыс. р.) и Адыгея (110,7 тыс. р.).
Одновременно у топ-три регионов в рэнкинге крайне низкая доля водителей с минимальным значением коэффициента «бонус-малус»: в Северной Осетии-Алании она составляет 10,5%, в Чеченской республике — 9,3%, в Дагестане — 6,3%, тогда как средний по России показатель составляет 25,9%.
Также у регионов, занимающих верхние строчки в «красной» зоне, крайне высоким является показатель доли полисов ОСАГО, оформляемых при помощи системы гарантирования «Е-Гарант». В нормальной ситуации эта система используется для гарантирования покупки полиса ОСАГО для высокоубыточных сегментов, но в мошеннических целях недобросовестные посредники через нее оформляют де-факто недействительные договоры ОСАГО с некорректными данными, пользуясь тем, что в целях гарантирования покупки полиса уровень отказов при проверке данных ниже. Так, в Северной Осетии-Алании доля полисов, оформленных при помощи системы «Е-Гарант», составила 38%, в Чеченской республике — 70% (то есть почти две трети всех полисов оформлены через «Е-Гарант»), в Дагестане — 67,4%, говорится в сообщении РСА.
Кроме того, у этих регионов крайне низкие показатели доли автомобилей, застрахованных по ОСАГО, среди всех зарегистрированных автомобилей. Этот показатель лишь косвенно свидетельствует о ситуации со страхованием ОСАГО в регионах, поскольку далеко не все зарегистрированные в ГИБДД автомобили эксплуатируются, и в целом по РФ он составляет 66%. При этом в ряде регионов он существенно ниже среднего, что может говорить о том, что в этих регионах высока доля не застрахованных по ОСАГО автомобилей. Так, в Северной Осетии-Алании по ОСАГО застрахованы лишь 29,2% всех зарегистрированных автомобилей, в Ингушетии — 35%, в Чеченской республике — 36,8%.
Следующие за «красной» зоной рэнкинга 20 строчек занимают регионы “желтой” зоны, в которой риски в ОСАГО высоки, а ситуация оценивается как пограничная: эти регионы в любой момент могут перейти в максимально рискованную «красную» зону рэнкинга. Это: Еврейская автономная область, Липецкая, Амурская, Ульяновская, Волгоградская, Иркутская области, Республика Крым, Красноярский и Забайкальский края, Калужская область, Краснодарский край, Магаданская, Мурманская, Архангельская области, Республика Башкортостан, Смоленская, Курганская, Ивановская, Белгородская и Ростовская области.
Регионы, не вошедшие в «красную» и «желтую» зоны рэнкинга, относятся к «зеленой» зоне, это регионы с минимальным уровнем риска по ОСАГО.
«И автовладельцы, и региональные власти уже давно ощутили зависимость между уровнями риска в ОСАГО и уровнем доступности обязательной «автогражданки» в регионе, а также уровнем цен на полисы. Благодаря обновленной методике составления рэнкинга регионов и страховщики, и власти регионов видят ситуацию в каждом из них намного детальнее, а значит, яснее и пути улучшения ситуации в тех регионах, где высокая убыточность ОСАГО представляет очевидную проблему», — сказал Игорь Юргенс.
РСА составляет рэнкинг регионов по уровню рисков в ОСАГО почти на протяжении 10 лет. Он содержит информацию о частоте страховых случаев, средней выплате, отношении судебных к несудебным выплатам, отношении накладных расходов в суде к сумме основного требования, об уровне выплат с учетом расходов на ведение дела (РВД) в конкретном субъекте РФ.
Начиная с 2022 г. РСА улучшил методологию составления рэнкинга, существенно расширив перечень анализируемых показателей. Теперь в нем учитываются также доля водителей с минимальным значением, доля полисов, оформленных через «Е-Гарант», доля застрахованных по ОСАГО автомобилей среди всех зарегистрированных в ГИБДД автомобилей (не все из которых эксплуатируются), доля Европротокола, а также доля возбужденных уголовных дел по ОСАГО по страховому мошенничеству. Каждый из этих показателей имеет свой вес, и по каждому из них регион занимает свое место в рэнкинге. Исходя из суммы мест показателей с учетом их весов, регион занимает определенную строчку в общем, итоговом, рэнкинге РСА.
На первых 20 местах рэнкинга находятся субъекты РФ с максимально негативными показателями, то есть «красная зона". В середине рэнкинга — «желтая зона» (с 21 по 40 места). Ситуация в этих регионах расценивается как пограничная, то есть в любой момент она может перейти в критическую — «красную зону». На последних местах расположились регионы так называемой «зеленой зоны», где проблем с мошенничеством практически нет или их удается решать, убыточность приемлема или отсутствует.