Повышение курса рубля по отношению к основным валютам привело в феврале к тому, что большинство популярных автомобилей заметно подорожало.
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») на основе данных компании Haraba проанализировали, как менялись средние цены на наиболее востребованные машины с пробегом в течение февраля 2023 г. Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья — самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России.
Сильнее других (+14%) росли в цене те машины, выпуск которых прекращен в России, а по каналам параллельного импорта поставок в тех же рыночных сегментах почти нет. Так, сильнее других, на 14,3%, подорожал Renault Duster. В феврале средний «прайс» на эту машину стала подбираться к 1,6 млн р. И уже превысил ту цену, за которую кроссовер продавался на вторичном рынке год назад, до начала массового введения санкций. В то время как в январе текущего года Duster «трехлетку» в хорошем состоянии еще можно было найти дешевле 1,4 млн р.
Подорожанием отметился и другой, в прежние времена самый популярный в России, кроссовер Hyundai Creta (1,76 млн; +14%). За его «однофамильца» Hyundai Solaris продавцы стали просить в среднем 1,39 млн (+14,1%). Оба корейца стоят теперь почти на 100 тыс больше, чем год назад. Их соотечественники — Kia K5, Sportage и Rio — прибавили за февраль в цене чуть скромнее (по 6-9%). Причем в этой «троице» только кроссовер пока можно приобрести чуть дешевле, чем за него просили в феврале 2022 г. Еще два популярных «корейца», попавших в топ-20 (Hyundai Santa Fe и Tucson), в феврале также прибавили, но чуть меньше — 1% и 4,5% соответственно.
Официальных поставок в Россию от импортера Mitsubishi Outlander нет уже почти год. Примерно столько же этот автомобиль не выпускается на заводе в Калуге. При этом модель оказалась довольно популярной для завоза по параллельному импорту. Но чаще всего таким способом везут версии с мотором 2,4 литра, которые изначально дороже двухлитровых. В этом свете на рынке довольно весомо растет и средняя цена этой модели: по итогам февраля за машину в среднем просили 2,78 млн(+12% за месяц). Другие «японцы» (Toyota Camry, Prado и LC300) прибавили за февраль в цене не столь заметно — от 1 до 6%. А Toyota RAV-4 даже немного (-0,8%) подешевел.
В свою очередь Lada Niva Travel и Volkswagen Tiguan отметились увеличением цены в районе 7%. По ним «аппетиты» продавцов уже превысили уровень февраля 2022 г. В случае с Niva Travel цены будут расти до тех пор, пока не насытится этот сегмент рынка — семейных, конструктивно простых и самых доступных внедорожников.
И наконец, в число незначительно подорожавших в феврале популярных моделей вошли также Skoda Octavia (+1,45%), Volkswagen Polo (+4,15%) и Mercedes-Benz E (+4,41%). Ценник конкурента «штутгартца» из Баварии — BMW 5 серии — колебался в пределах погрешности (-2,6%).
Только Lada Niva Legend оказалась единственной моделью, которая на вторичном рынке февраля подешевела сколько-нибудь значительно — на 14%. Авторитейл в целом за последние полгода довольно щедро наполнился этой моделью благодаря активной работе конвейера в Тольятти.
«Размеры вторичного рынка автомобилей в России остаются на порядок больше, чем объемы ритейла новых машин. Однако в силу снижения производства внутри России, сложностей с логистикой и финансовыми коридорами падает количество сделок и по машинам с пробегом. По разным оценкам, в текущем году это снижение может составить 9-10%. Естественно, что дефицит предложения будет способствовать дальнейшему росту цен. Причем среди относительно свежих «иномарок» возрастом до трех лет и ценой в 1,5-2 млн этот рост будет наиболее хорошо заметен. А вот в более дорогих (ближе к 3 млн р. и выше) сегментах, как мы и прогнозировали ранее, возможны корректировки цен в сторону уменьшения — за счет расширения поставок по параллельному импорту. Эти предположения останутся справедливы только в рамках относительно стабильного курса рубля и отсутствия изменений в таможенном и налоговом законодательствах», — сказала Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто».