Госдума отклонила законопроект, передающий контроль за операторами техосмотра из Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию.
Основная причина — отсутствие в бюджете средств, необходимых для проведения реформы техосмотра, пишет «КоммерсантЪ».
Законопроект, отклоненный депутатами 18 февраля, внесла весной 2023 г. группа сенаторов во главе с главой комитета Совета федерации по экономической политике Андреем Кутеповым. С 2012 г. контроль за операторами техосмотра (3,9 тыс. компаний) находится у РСА: союз занимается их аккредитацией и допуском на рынок. Сенаторы предлагали передать эту функцию государству в лице Росаккредитации.
Авторы поправок говорили, что страховщики занимаются несвойственной для них функцией, в результате система контроля за ТО неэффективна. Вследствие этого большинство водителей просто покупают диагностическую карту (документ, подтверждающий факт пройденного техосмотра), не предоставляя машину на проверку. Правительство поправки в 2023 г. поддержало.
До рассмотрения поправки так и не дошли. 10 января 2024 г.а профильный думский комитет по транспорту (его возглавляет единоросс Евгений Москвичев) предложил отклонить документ. Депутаты указали, что в федеральном бюджете не заложены деньги на реформу: средства нужны на доработку IT-системы Росаккредитации и расширение штата сотрудников.
Комитет по транспорту также указал на неясность цели предлагаемых изменений: депутаты считают, что существующая модель работает нормально, менять ничего не нужно.
С 2021 г. физлица—владельцы легкового автотранспорта обязаны проходить ТО только при перерегистрации автомобиля старше четырех лет и при внесении изменений в конструкцию транспортного средства. В 2024 г. было оформлено более 5,6 млн техосмотров легковых авто. В 2024 г. ГИБДД зафиксировала 207 ДТП (менее 0,5% от всех аварий), произошедших по причине технической неисправности транспортных средств, что на 13% больше, чем в 2023 г.
«В 2023–2024 гг. отрасль техосмотра вошла в спокойное русло,— прокомментировал „Ъ“ решение Госдумы директор по защите активов РСА Сергей Ефремов.— Случаев мошенничества с поддельными диагностическими картами все меньше. Транспортные средства на пункты техосмотра приезжают все чаще, мы это видим. Кардинальные изменения в законодательстве и контроле на данном этапе привели бы отрасль в упадок. Госдума приняла рациональное решение».