При ввозе товаров на территорию РФ чаще всего используются базовые условия поставок по правилам Инкотермс: EXW, FCA и FOB. При этом страхование импорта не является обязанностью ни продавца, ни покупателя. Обычно страхованием груза занимается импортер, так как именно он берет на себя риски утраты товара, начиная с момента его отгрузки.
Страховка импортных грузов по условиям EXW оформляется на автомобильные и мультимодальные перевозки. Ответственность за возможные повреждения или утрату товара переходит к покупателю после отгрузки продукции в транспортное средство. Если страхование действует вплоть до выгрузки на складе получателя, оно именуется “от двери до двери”.
По условиям FCA страхование импортных грузов также осуществляется при автомобильных и мультимодальных перевозках. Покупатель принимает на себя ответственность за возможную гибель товара после того как груз был передан первому перевозчику. Страховка действует во время погрузки товара на транспортное средство, а также при доставке груза на контейнерный терминал или склад временного хранения в точке отправления.
Страхование на условиях FOB применяется для морских и внутренних перевозок по воде. В этом случае покупатель берет на себя риски потери товара сразу после загрузки на судно в согласованном сторонами порту отправки. Обычно страховщики включают в покрытие также наземную часть транспортировки (автомобильным или железнодорожным транспортом) от российского порта до склада конечного получателя.
Условия CFR актуальны для морской доставки. И хотя фрахт организует продавец, риски непреднамеренной гибели товара переходят к покупателю сразу после завершения погрузки на судно в порту, аналогично условиям FOB.