Назад к списку

Скандал на рынке ипотечного страхования: «АМТ Страхование» обвиняет ВТБ в дискриминации

ВТБ оказался в центре внимания ФАС после получения жалоб на его практики ипотечного страхования, что акцентирует важность соблюдения конкурентных стандартов в банковской сфере.

Редакция INFULL
26 сентября 2024 г.
133

«АМТ Страхование» обвинило ВТБ в дискриминации на рынке ипотечного страхования. Также в жалобе в ФАС страховщик сообщил, что «устно» представители банка требуют 60% от полученных с ипотечников премий за пропуск в список «проверенных» компаний.

ООО «АМТ Страхование» направило жалобу в Федеральную антимонопольную службу на Банк ВТБ, заявляя о нарушении банком антимонопольного законодательства. Об этом сообщил АСН представитель страховой компании.

Поводом для жалобы в ФАС стало уведомление ВТБ от 9 сентября 2024 г. об исключении «АМТ Страхования» из списка аккредитованных страховых компаний, чьи полисы принимаются банком при страховании ипотеки.

Вопросы банкострахования обсудим на 10-м ежегодном «Форуме лидеров страхового рынкаа». Участвуют представители главных страховых регуляторов, более 200 собственников и руководителей страховых компаний, собирающих 90% всей премии в стране. 31 октября 2024 г. Центр международной торговли (ЦМТ), Москва. 

В распоряжении АСН есть полный текст отправленной жалобы. Далее опишем её основные тезисы.

Два списка

С 2021 г. «АМТ Страхование» входило в список аккредитованных страховых компаний банка ВТБ и регулярно подтверждало свою аккредитацию. Однако со временем компания начала сталкиваться с проблемами при проверке полисов. Банк затягивал процесс рассмотрения документов и нередко отказывал в их принятии.

В результате клиенты «АМТ Страхования» стали получать уведомления от банка с предложением воспользоваться услугами других страховых компаний, входящих в так называемый «Список проверенных страховых компаний», пишет страховщик.

«АМТ Страхование» обращает внимание, что список аккредитованных компаний и список «проверенных страховых компаний» различается.

«АМТ Страхование» утверждает, что включение в список «проверенных компаний» зависит от заключения агентского соглашения с банком. При этом в «устной» форме страховщику сообщили, что по условиям этого договора компания обязана перечислять ВТБ 60% от страховой премии, указано в жалобе.

По мнению компании, такие условия незаконны и создают монопольные позиции для тех, кто соглашается на эти условия. В результате только те страховые компании, которые заключили агентские договоры, могут беспрепятственно работать с заёмщиками банка.

Проблемы с аккредитацией

Дополнительной проблемой для «АМТ Страхование» стало отсутствие прозрачных процедур аккредитации. На запросы компании о предоставлении перечня необходимых документов и критериев для аккредитации ВТБ не предоставил чётких ответов. В своих письмах банк уклонялся от прямых разъяснений, не раскрывая, какие именно документы и требования необходимы для получения статуса аккредитованной компании.

Более того, ВТБ проверял каждый страховой полис, заключённый с клиентами «АМТ Страхование», индивидуально, и процесс рассмотрения полисов мог затягиваться на срок более 30 дней.

Это делало процесс страхования долгим и невыгодным для клиентов, которые ожидали подтверждения со стороны банка. Такая ситуация приводила к задержкам в заключении сделок и создавала дополнительные барьеры для работы компании на рынке ипотечного страхования, указано в жалобе.

Вмешательство «СОГАЗа»?

Особое беспокойство вызывает тот факт, что клиенты «АМТ Страхование» начали получать от представителей АО «СОГАЗ» предложения перезаключить полисы, ранее оформленные через «АМТ Страхование», и получить скидку в размере 20% от их стоимости, следует из жалобы.

Такие действия, по мнению «АМТ Страхования», являются примером недобросовестной конкуренции и нарушают антимонопольное законодательство. В жалобе указывается, что подобные действия препятствуют свободной конкуренции и ограничивают доступ других страховых компаний к рынку, предоставляя преимущества только тем, кто заключил соглашения с банком.

Последствия для клиентов

Клиенты, заключившие страховые договоры с «АМТ Страхование» ещё до 9 сентября 2024 г. (а именно с апреля-мая 2024 г.), также столкнулись с проблемами. ВТБ отказался принимать полисы, оформленные ранее, ссылаясь на отсутствие аккредитации компании. Клиенты получали уведомления с предложением расторгнуть договоры с «АМТ Страхование» и заключить их заново с другими страховыми компаниями, пишет страховщик.

Отказ ВТБ принимать полисы, оформленные до исключения компании из списка аккредитованных страховщиков, вызвал значительные убытки для «АМТ Страхования». Многие клиенты расторгли договоры со страховщиком по рекомендации банка, что привело к потере страховых премий, указано в жалобе.

«АМТ Страхование» требует привлечь ВТБ к ответственности за недобросовестные действия и восстановить аккредитацию компании. Компания настаивает на том, что действия банка ущемляют права страховых организаций и потребителей, создавая монопольные условия для работы лишь небольшого круга страховых компаний.

ВТБ

На запрос АСН в пресс-службе Банка ВТБ ответили, что их порядок проверки страховщиков на соответствие требованиям банка согласован ФАС России. «Все условия для партнёров едины, они размещены на нашем сайте. Если страховщик нарушает условия, банк лишает его аккредитации», указано в ответе банка.

При оформлении страхового договора клиент должен самостоятельно уточнять список аккредитованных страховых компаний на сайте банка, у менеджеров в отделении или через контактный центр. Банк не уведомляет клиентов об исключении таких компаний из списка. «При этом уже оформленный и принятый банком полис действует на протяжении своего срока», сообщили АСН в пресс-службе ВТБ.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...