Назад к списку

Статус земельного участка

В статье мы ответим на вопросы, какие виды статусов присваивают земельным участкам, на что влияет текущий статус и как его изменить.

Редакция INFULL
2 февраля 2024 г.
998

Прежде чем продать земельный участок, мы рекомендуем уточнить его правовой статус, чтобы избежать возможных проблем в дальнейшем. Существуют определенные статусы земли, которые могут существенно осложнить сделку.

Что такое статус земельного участка

Статус участка – одна из его ключевых характеристик, отражающая особенности кадастрового учета и регистрации права собственности. Узнать точный статус земли можно в ЕГРН. С 2008 года характеристики объекта обязательно регистрируют в Росреестре.

Какие существуют статусы земли

Статус земельного участка

Земельный участок может обладать одним из четырех видов правовых статусов.

Учтенный

Статус участка “учтенный” означает, что объект был поставлен на государственный кадастровый учет после 1 марта 2008 года и права на него зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). 

Собственник вправе совершать любые законные действия с учтенной землей: продавать, дарить, передавать по наследству, сдавать в аренду или заложить для получения ипотеки в банке.

Ранее учтенный

Означает, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет до 1 марта 2008 года, то есть до образования Росреестра. Несмотря на то что сведения об этих участках отсутствуют в ЕГРН, у такой земли имеются владельцы с различными видами прав. Например, это могут быть права пожизненного владения, аренды или наследования.

Временный

Данный статус означает, что земельный участок был образован и поставлен на кадастровый учет в период с 1 марта 2008 года по 1 января 2017 года. При этом права на него не были зарегистрированы согласно новым правилам.  

Временный статус действовал пять лет – с 1 января 2017 по 2 марта 2022 года. Сейчас таких участков практически нет, так как владельцы либо оформили на землю собственность, либо оставили как есть.

 При последнем варианте статус участка изменился на “архивный”.

Архивный

В случае если регистрация прав на "временные" земельные участки не была проведена до 01 марта 2022 года, то такие сведения исключаются из реестра недвижимости (ЕГРН) и им присваивается статус “архивный” ("аннулированный"). Несмотря на то что объект сняли с кадастрового учета, по факту его не изымают, и права владельца не прекращаются. В дальнейшем правообладатель может сменить статус земли на “учтенный”, зарегистрировав на нее право собственности.

Как узнать статус земельного участка

Прежде чем совершать с землей какие-либо действия, например выставлять на продажу, необходимо уточнить ее текущий статус. Для этого существуют два способа:

  • Воспользоваться публичной кадастровой картой на сайте Росреестра. Чтобы найти информацию о статусе земли, введите ее кадастровый номер или адрес. Сведения доступны только по объектам со статусами “учтенный”, “ранее учтенный” и “временный”. Услуга бесплатная.

  • Заказать выписку из ЕГРН на “Госуслугах” или через МФЦ. Стоимость мгновенного получения электронной выписки на “Госуслугах” – 350 ₽. Электронная выписка, заказанная через МФЦ, обойдется в 290 ₽, но срок ожидания документа дольше – около трех рабочих дней.

Как изменить статус участка

Чтобы сменить правовой статус земли с “архивного” на “учтенный”, необходимо провести межевание участка для определения его четких границ и подготовить межевой план. 

Средняя стоимость услуги межевания – от 10 000 до 30 000 ₽. Далее необходимо одновременно подать два заявления в Росреестр – о постановке на кадастровый учет и на регистрацию права собственности на землю.

Процесс перевода “ранее учтенного” статуса в “учтенный” немного сложнее. Дело в том, что информация о правообладателях земли, которая была зарегистрирована до 2008 года, отсутствует в ЕГРН. Данные из прежней информационной базы могут быть устаревшими, поэтому необходимо доказать государству свое право владения землей. Придется заново проводить межевание земли, ставить на кадастровый учет сам объект и регистрировать право собственности еще раз.

Если сведения о предыдущих собственниках отсутствуют, но в Росреестре указаны данные об объекте, то в таком случае можно просто зарегистрировать право собственности заново. 

Для этого к заявлению на регистрацию необходимо приложить подтверждающие документы, например старое свидетельство о праве на собственность.

Вероятно, самостоятельно справиться с такой задачей будет сложно. Мы рекомендуем обратиться за помощью к специалисту по недвижимости и к кадастровому инженеру за консультацией.

Статус земельного участка

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...