Что такое CRM-система, какие у нее преимущества и недостатки? Какие виды CRM имеются на российском рынке в 2024 году, какая из них подойдет для вашего бизнеса? Обо всем этом вы узнаете из данной статьи.
Что такое CRM
CRM (Customer Relationship Management) – это программа для автоматизации различных процессов коммуникации с клиентами и партнерами. Сервис также позволяет настроить взаимодействие между отделами внутри компании.
Главная задача внедрения CRM – повышение конверсии и, как следствие, выручки фирмы. Программа помогает упростить процессы компании, снять с менеджеров часть рутинной работы, ускорить обработку информации и структурировать ее.
Как выбрать CRM-систему
Прежде чем приступить к приобретению и настройке софта, следует проанализировать потребности компании. Чаще всего определиться с проблемами и целями предприятия помогают специалисты, внедряющие CRM.
Для того, чтобы понять, какой вид CRM вам необходим, ответьте на несколько вопросов:
- Какой предусмотрен бюджет на покупку, обучение сотрудников работе в программе и дальнейшую ежемесячную оплату за пользование сервисом?
- Какие задачи вы хотите решить с помощью CRM?
- Какие дополнительные опции CRM вам понадобятся: облачный сервис, IP-телефония и так далее?
- Планируете ли вы в дальнейшем расширение функционала программы?
- Нужна ли настройка индивидуального доступа к CRM?
ТОП-10 лучших платных CRM
1. Битрикс24
Одна из первых CRM в России, которая на 2024 год имеет самый масштабный пользовательский охват в стране. Доступен широкий выбор тарифов, цена за месяц использования программы варьируется от 1 990 ₽ до 799 тыс. ₽.
Самый дорогой тарифный план предназначен для компаний-гигантов, которые имеют филиальную систему.
Преимущества:
- Имеется бесплатная версия.
- Интегрируется с другими программами 1С.
- Есть встроенный конструктор сайтов, позволяющий создать посадочную страницу для продвижения продукта компании.
- Позволяет создавать и поддерживать клиентскую базу.
- Делит группы клиентов по заданному алгоритму.
- Удобная работа с маркетингом, документами, приемом заказов и оплаты от клиентов.
- Помогает настроить рекламные компании.
- Есть сервис аналитики.
- Помогает взаимодействовать с клиентами разными способами: по телефону, в чатах и так далее.
- Имеются облачный и коробочный типы сервисов.
Недостатки:
- Мало функций в бесплатной версии.
- Некоторым сотрудникам потребуется обучение работе в сервисе, если ранее они не работали в CRM-системах или других схожих программных обеспечениях.
2. AmoCRM
Одна из самых известных программ в рейтинге платных срм. На российском рынке активно используется с 2009 года.
Абонентская плата в месяц составляет от 499 до 1 499 ₽.
Преимущества:
- Облачный сервис. Компании не придется тратиться на дополнительное оборудование для поддержания работы софта.
- Простой интерфейс, который быстро освоит большинство сотрудников.
- Возможность установки приложения программы на телефоны пользователей.
- Интеграция с SaaS-сервисами.
Недостатки:
- Нет бесплатной версии.
- Оплата минимум шести месяцев пользования программой.
- Мало пространства на диске, поэтому большинству компаний приходится докупать место для хранения в облаке.
- Нет полного функционала на недорогих тарифах.
3. Мегаплан
Российская CRM, на рынке существует с 2007 года. Есть бесплатный 14-дневный тестовый период.
Стоимость месячного пользования сервисом – от 599 до 1 399 ₽.
Преимущества:
- Есть мобильные приложения для пользователей.
- Доступны облачная и коробочная версия.
- В тариф можно включить широкий набор функций для управления персоналом и контроля его работы.
- Понятный интерфейс программы.
- Наличие удобного внутреннего чата для сотрудников.
- Систему можно интегрировать с мессенджером WhatsApp, программой 1С, Google-календарем и так далее.
Недостатки:
- Не на всех тарифах есть возможность настройки воронки продаж.
- Высокая цена на коробочный сервис.
- Минимальный тарифный план не является полноценным CRM, он позволяет лишь вести отдельные проекты.
- Нет встроенного конструктора сайтов.
- Почта не работает с российскими доменами.
4. SberCRM
Система, разработанная Сбером для отечественного рынка в 2021 году. Сейчас находится в активной доработке и дополняется новыми функциями.
Есть бесплатная версия, в которой программой могут пользоваться не более пяти сотрудников. Цена на платный тариф – от 999 ₽.
Преимущества:
- Программа постоянно обновляется и пополняется новыми опциями.
- Понятный интерфейс.
- Эффективно выстроенная воронка продаж.
- Встроенный искусственный интеллект, анализирующий вероятность успеха будущей сделки.
- Интеграция с мессенджером Телеграм.
Недостатки:
- Пока что не все важные функции внедрены в новый софт.
- В бесплатной версии нет приложения для мобильных телефонов пользователей.
5. RetailCRM
Программа предназначена для построения работы интернет-магазинов и ведения бизнеса на маркетплейсах. Еще одна российская CRM, которая была выпущена в 2013 году.
Есть возможность для одного пользователя бесплатно в течение двух недель протестировать программу. Стоимость платной версии начинается от 1 350 ₽ в месяц.
Преимущества:
- Узкая направленность сервиса.
- Есть конструктор онлайн-магазина.
- Интеграция с маркетплейсами и социальными сетями.
- Доступна аналитика продаж.
- Возможность настройки маркетинговых кампаний.
- Поддержка телефонии, кассы, курьерской доставки.
Недостатки:
- Внедрение сервиса сложное, необходимо привлечение специалиста.
- Нет коробочной версии.
- Ограниченный набор опций.
- Нельзя выгрузить данные из программы.
6. ClientBase (Клиентская база)
CRM-система, разработанная в России. Ежемесячная стоимость пользования программой начинается от 1 500 ₽.
Возможно бесплатное первичное тестирование сервиса в течение 14 дней.
Преимущества:
- Можно выбрать готовый тип системы или создать свою собственную конфигурацию.
- Простое и удобное управление.
- Позволяет настроить до 10 интеграций со сторонними сервисами.
- Есть бюджетная версия системы для малого бизнеса.
Недостатки:
- Необходимость внедрения специалистом.
- Нет интеграции с мессенджерами.
- Платная интеграция 1С.
7. Простой бизнес
Одна из первых CRM-систем на отечественном рынке – она появилась в 2000 году.
Стоимость платного пользования программой стартует от 2 093 ₽, а бесплатный тестовый период длится 1 месяц.
Преимущества:
- Нет ограничения по количеству пользователей.
- Сервис может работать без подключения к Интернету.
- Присутствует весь базовый функционал CRM.
- Есть бесплатный тариф.
- Можно установить мобильное приложение на телефоны пользователей.
- Есть опция сквозной аналитики, ведения бухгалтерии, складского учета.
Недостатки:
- Устаревший интерфейс системы.
- Нет интеграций с другими сервисами.
- Ограниченный функционал.
8. A2B
Российская программа, предоставляет возможность тестирования в течение семи дней.
Стоимость ежемесячного пользования сервисом – от 230 ₽ за одного пользователя.
Преимущества:
- Простое внедрение. В самой простой версии этот процесс займет не более 1 часа.
- Возможна настройка конфигурации системы полностью под задачи компании.
Недостатки:
- Подходит только для малого и среднего бизнеса.
- Нет полной автоматизации всех внутренних процессов.
9. Brizo
CRM-система, которая характеризуется отсутствием деления на тарифные планы. Подходит для среднего и крупного бизнеса.
Стоимость пользования программой – от 499 до 799 ₽ в месяц.
Преимущества:
- Возможность управления финансами компании.
- Расширенная интеграция со сторонними сервисами.
- Подписка на сервис включает в себя пользование всем функционалом системы.
- Простая выгрузка информации из программы.
Недостатки:
- Нет интеграции с 1С, SMS, почтой, социальными сетями.
- Интеграцию будет сложно провести силами пользователей.
10. Planfix (ПланФикс).
Программа, созданная совместно российскими и американскими специалистами. Софт возможно настроить под нужды малого, среднего и крупного бизнеса. CRM имеет только облачную версию.
Стоимость самого недорогого тарифа – 5 евро в месяц. Включены 30 дней бесплатного пробного периода.
Преимущества:
- Широкие возможности индивидуальной настройки сервиса.
- Есть шаблонные решения.
- Универсальная система, которая подойдет для большинства компаний.
Недостатки:
- Сложный интерфейс.
- Отсутствует конструктор рекламных страниц сайтов.
- Нет коробочной версии.
ТОП-5 лучших бесплатных CRM
1. SendPulse
Система с простым интерфейсом и небольшим набором функций для малого бизнеса или для использования исключительно отделом продаж. Ориентирована на тех, кто хочет уйти от использования Excel и автоматизировать процесс сделок с клиентами.
Преимущества:
- Программа полностью бесплатная.
- Понятное управление даже для новичков.
- Позволяет настроить автоматическую рассылку писем по email и сообщений в чат-ботах.
Недостатки:
- Только базовый набор опций.
- Иногда приходится долго ждать ответа от техподдержки системы.
2. Zadarma
CRM может использоваться в работе колл-центра благодаря интеграции с облачной АТС (автоматической телефонной станции). Также подойдет для компании, в которой менеджеры часто общаются с клиентами по телефону. Программа бесплатная при условии подключения облачной IP-телефонии, стоимость которой – 1 800–3 600 ₽ в месяц.
Преимущества:
- Есть базовый пакет функций, доступен сбор и анализ данных.
- Возможность экспорта и импорта данных.
- В программе могут работать более 50 пользователей.
- Удобный интерфейс с понятным отображением списка текущих дел.
- Запись звонков в журнале, конвертация разговора в текст.
Недостатки:
- Необходим бесперебойный интернет.
- Система доступна только при условии оплаты телефонии.
3. Бизнес.Ру
Сервис, разработанный для организации работы интернет-магазинов. Подходит для малого бизнеса, который занимается розничными и оптовыми продажами. Бесплатный тариф позволяет пользоваться программой только одному сотруднику. Оплата полного набора функций – 500 ₽ в месяц. За эту же сумму также можно приобрести опцию конструктора сайтов.
Преимущества:
- Есть функция складского учета.
- Возможность настроить воронку продаж, приобрести телефонию.
Недостатки:
- Техподдержка долго отвечает пользователям.
- Сложный интерфейс.
- В бесплатной версии может работать только один пользователь.
4. HubSpot
Программа была разработана в 2006 году в США. Ее отличительная особенность в том, что бесплатная версия доступна неограниченному числу пользователей.
Преимущества:
- При бесплатном тарифе доступны все базовые функции софта.
- Продвинутый email-маркетинг.
- Настройка интеграции с Microsoft Office, социальными сетями.
Недостатки:
- Настройки платных опций ограничены. Поэтому некоторые компании не смогут адаптировать платформу полностью под свои задачи.
5. Zoho
Удобная для малого бизнеса небольшая система, которая была выпущена на рынок в 2005 году. Ориентирована на малый и средний бизнес. Доступ для трех пользователей – бесплатный.
Преимущества:
- Простой понятный интерфейс.
- Сервис можно интегрировать с соцсетями.
- Достаточный набор функций в бесплатной версии.
Недостатки:
- В бесплатной версии нет рассылки писем по электронной почте.
- Высокая стоимость платных тарифов.
Заключение
Бесплатный тарифный план, который предлагают CRM-системы в рейтинге лучших, – отличная возможность предварительно протестировать программу без лишних затрат. Одна из самых популярных платформ с возможностью тестирования – Битрикс24, ведь в ее бесплатной версии могут работать до 12 сотрудников. При этом программа имеет достаточный набор базовых функций, которые могут понадобиться бизнесу на первое время: аналитика, автоматизация продаж, отчетность и многое другое.
К кому можно обратиться за внедрением CRM и дальнейшим обучением персонала работе в системе? INFULL Digital – сертифицированный Золотой партнер Битрикс24, опыт наших сотрудников в интеграции сервиса – более 10 лет. Мы справимся с самыми сложными задачами на базе Битрикс24 для абсолютно любой ниши бизнеса.

Внедрение платформы начинается со встречи с менеджером INFULL Digital, который ознакомится с процессами вашей фирмы и проведет их глубокий аудит. Затем бизнес-аналитик составит подробное техническое задание, которое согласует с вами. После интеграции системы мы обучаем сотрудников компании работе с Битрикс24 и проводим техническую поддержку сервиса в течение 2 месяцев после окончательной настройки.