Назад к списку

Как прописаться в квартире

Рассказываем, как прописаться в купленном жилье и какие документы для этого требуются. Также в этой статье мы перечислим все способы подачи заявки на регистрацию в новой квартире.

Редакция INFULL
26 июля 2024 г.
2

По закону любой проживающий в России человек должен быть зарегистрирован по месту жительства. Государство не отслеживает, проживает ли зарегистрированное лицо в этом месте постоянно, но штамп в паспорте о наличии прописки необходим – без него могут возникнуть определенные проблемы.

Как правильно – регистрация или прописка

Термин “прописка” сейчас не используется в законодательстве, существуют лишь понятия постоянной и временной регистрации по месту жительства. Тем не менее до сих пор в обиходе пропиской принято называть факт постоянной (бессрочной) регистрации в квартире.

Требования и документы для регистрации в квартире

Постоянная регистрация делается в том случае, когда человек собирается проживать в квартире или доме постоянно. Например, когда он является собственником данной недвижимости после ее покупки или получения по наследству. 

Владельцу жилья ставят печать в паспорте, которая подтверждает факт постоянной прописки по указанному адресу. Детям до 14 лет, у которых еще нет паспорта, выдают документ о регистрации на специальном бланке с печатью.

Существует миф, что в ипотечной квартире нельзя прописаться до снятия обременения. Это не так. Собственник квартиры в ипотеке вправе зарегистрироваться в ней сам и зарегистрировать близких родственников.

Для оформления постоянной регистрации понадобятся следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении для граждан младше 14 лет;

  • подтверждение права постоянного проживания в данной квартире: выписка из ЕГРН, свидетельство о наследстве, договор приватизации, решение суда о заселении, договор соцнайма;

  • если гражданин не является владельцем жилья, то тогда потребуется письменное согласие всех собственников.

В случае, когда среди собственников есть несовершеннолетние дети, родители не имеют права решать за них, можно ли прописать в квартире постороннего человека. За разрешением на регистрацию необходимо будет обратиться в органы опеки и попечительства.

Временную регистрацию оформляют, если гражданин собирается проживать по месту пребывания не менее 90 дней. 

Например, в длительной командировке или при аренде жилья. Временную регистрацию выдают в виде свидетельства в обычном или электронном виде. При этом аннулировать постоянную прописку не требуется. Срок временной регистрации может быть любым, но не менее полутора месяцев.

Какие права дает регистрация

Наличие регистрации дает гражданину возможность обладать следующими правами:

  • первое и самое важное – проживать в данной квартире на постоянной основе и пользоваться услугами ЖКХ;

  • получать социальные льготы и обеспечения: наблюдаться в поликлинике, посещать школу и детский сад;

  • получать услуги от государства по месту жительства: пользоваться библиотеками, посещать центры досуга, оформлять документы в местном МФЦ и т. д.;

  • также факт регистрации часто влияет на решение о трудоустройстве гражданина и на одобрение банком выдачи кредита.

Зарегистрированный гражданин не имеет права прописать в эту же квартиру других людей, кроме собственных детей. Также он не сможет продать, подарить или обменять квартиру, в которой прописан, и использовать ее в качестве залога в банке.

Нужна ли госпошлина

Регистрация по месту жительства – бесплатная услуга. Прописываться и выписываться в течение жизни любой гражданин России может неограниченное количество раз.

Подача документов через Госуслуги

Удобный способ подачи заявления на постоянную регистрацию – через портал Госуслуг. Вместе с заявлением нужно будет прикрепить к заявке отсканированные документы и отправить их на рассмотрение в ведомство.

Срок рассмотрения заявления – от 2 до 8 рабочих дней. Далее заявителя пригласят на личный прием в органы МВД с оригиналами документов. Чтобы не стоять в очереди, ожидая приема, на Госуслугах вы можете записаться в МВД на определенное время.

На приеме сотрудник проверит документы и поставит штамп о регистрации в паспорт заявителя.

Подача документов через МФЦ

Подача документов и заявления происходит при личном визите в МФЦ. Сотрудник проверит документы и заберет паспорт заявителя, чтобы отправить его в МВД для постановки штампа о регистрации. На этот период гражданину выдадут расписку. 

Через 3–4 дня, после проверки и постановки штампа о регистрации, органы МВД отправят документы обратно в МФЦ. 

Заявителю придет СМС о том, что услуга оказана и можно приходить за паспортом.

Подача документов через ОВМ при МВД

Чтобы сэкономить время, можно записаться в Отделение по вопросам миграции и получить услугу прописки за один день. Запись осуществляется онлайн через Госуслуги. Далее заявителю пришлют пин-код для посещения ОВМ и адрес, где будет оказана услуга. 

В назначенный день необходимо прийти по указанному адресу и взять электронный талон на прием по пин-коду. В порядке очереди гражданина вызовут к сотруднику ОВМ, проверят документы и сразу поставят в паспорт штамп о регистрации. Средний срок ожидания приема в Отделении по вопросам миграции – 14 дней.

Подача документов через ТСЖ

При способе оформления прописки через паспортный стол (ТСЖ) также придется временно сдать паспорт. Для подачи заявления сперва необходимо узнать, где находится паспортный стол по месту предполагаемого жительства, и далее подать сотруднику указанные документы и паспорт для проверки. Паспортный стол в данном случае выступает в качестве посредника между заявителем и органами МВД и отправляет паспорт заявителя.

Примерно через неделю нужно будет посетить паспортный стол еще раз, чтобы забрать паспорт со штампом о регистрации. 

Такой способ подачи документов удобен тем, что одновременно заявитель уведомит ТСЖ об изменившемся количестве прописанных лиц в квартире. По правилам это необходимо сделать в течение 5 рабочих дней после оформления регистрации для нового расчета квартплаты.

Штраф за отсутствие регистрации по месту жительства

При изменении адреса проживания в течение семи дней необходимо поставить в известность органы МВД и оформить новую прописку. Если этого не сделать, то гражданину могут выписать штраф, сумма которого зависит от города проживания. В Москве и Санкт-Петербурге установлены следующие размеры штрафных санкций:

  • от 3 тыс. до 5 тыс. ₽ за отсутствие прописки по месту проживания;

  • от 5 тыс. до 7 тыс. ₽ за проживание квартирантов без регистрации свыше 90 дней.

В последнем случае штраф будет выписан собственнику жилья, в котором проживают люди без прописки. Штраф не назначат, если у проживающего уже есть постоянная регистрация в квартире в этом же регионе. Либо если гражданин живет без регистрации в квартире членов семьи: мужа, жены, ребенка, родителей, бабушек или дедушек.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...