Без присвоения адреса новому частному дому его владелец может столкнуться с различными трудностями, в том числе, с невозможностью пользоваться государственными услугами.
Зачем присваивать адрес земельному участку
Почтовый адрес – это уникальная информация, которая присваивается объекту недвижимости для определения его точного местоположения. Адрес необходим для офисных помещений, квартир, земельных участков, частных домов, коммерческих зданий и машиномест. Даже если строительство объекта еще не завершилось.
Регистрация почтового адреса требуется при строительстве нового дома, в результате объединения или разделения построек. Либо в том случае, если при первичном присвоении адреса была допущена ошибка. Адрес можно получить не только на объекты в собственности, но и на те, которые находятся в хозяйственном ведении, оперативном управлении или в пожизненном наследуемом владении.
Кто присваивает адреса объектам недвижимости
Регистрацией новых адресов, а также изменением и аннуляцией действующих занимаются органы местного самоуправления. Например, комитеты архитектуры и градостроительства, отделы хозяйства или имущества.
В некоторых городах присвоением адреса занимаются госдумы или специальные комиссии. В Москве адреса для объектов недвижимости назначает Департамент имущества, в Санкт-Петербурге – Комитет имущественных отношений.
Что будет, если не присвоить адрес
Если у объекта отсутствует адрес, его владелец не сможет в полной мере реализовать свои права в качестве собственника, в частности выполнить следующие действия:
-
продать объект или подарить, сдать в аренду и передать по наследству;
-
зарегистрироваться в построенном доме;
-
записать детей в детский сад и школу;
-
прикрепиться к местной поликлинике по ОМС;
-
получить кредит или ипотеку;
-
подключить дом к коммуникациям, например, к газопроводу;
Кроме того, без адреса жильцы дома столкнутся со сложностями при вызове курьера, заказе доставки товаров на дом и т.д. Если объект еще не построен, то сперва необходимо получить адрес на земельный участок. Без адреса собственник земли не сможет в дальнейшем уведомить местные органы власти о начале строительства дома.
Требуемые документы
Для присвоения адреса участку или дому понадобятся следующие документы:
-
заявление;
-
паспорт или иное удостоверение личности;
-
нотариально заверенная доверенность (если адрес получает другое лицо);
-
выписка из ЕГРН, в которой указаны характеристики объекта и Ф.И.О. владельца.
Список документов не окончательный и может быть длиннее, в зависимости от требований местного органа власти.
Как присвоить адрес земельному участку
Существует несколько вариантов, как получить адрес для участка:
-
лично обратиться в местную администрацию или уполномоченный департамент;
-
отправить копии документов почтой;
-
через МФЦ;
-
онлайн на портале ФИАС (Федеральной информационной адресной системы);
-
онлайн на “Госуслугах” (либо на аналогичных региональных сервисах, например, в Москве на mos.ru).
Во всех случаях присвоение адреса объекту недвижимости – бесплатная услуга. О том, как направить заявление и документы на присвоение адреса через “Госуслуги” и МФЦ, мы расскажем более подробно.
“Госуслуги”
Для подачи заявки через портал “Госуслуг” необходимо авторизоваться в своем профиле, ввести в строку поиска фразу “Присвоение и аннулирование адреса” и перейти в найденный раздел. Далее нужно заполнить заявление, ориентируясь на подсказки сервиса, прикрепить копии документов и направить заявку на рассмотрение в ведомство.
Срок регистрации новой заявки на портале – 1 рабочий день. Отслеживать отправленную заявку можно в личном кабинете на портале “Госуслуги”.
МФЦ
Подготовьте указанные выше документы и подойдите на прием в любое отделение МФЦ того населенного пункта, где находится земельный участок. Специалист объяснит как правильно составить заявление, примет документы и выдаст расписку.
Сроки присвоения адреса объекту адресации
Срок ожидания результата зависит от конкретного региона. В Москве он занимает около 6 рабочих дней, в остальных населенных пунктах – 10 рабочих дней. Максимальный срок присвоения адреса объекту – 18 рабочих дней.
Причины отказа в присвоении адреса
В некоторых случаях ведомство присылает отказ в предоставлении услуги, с указанием причины. Чаще всего возникают следующие обоснования для отказа:
-
документы подает заявитель, который не имеет права на получение адреса для данного объекта;
-
в документах от заявителя есть ошибки или недостоверные сведения;
-
заявление подано в ненадлежащем виде;
-
заявитель предоставил не все необходимые документы;
-
на земельном участке не было проведено межевание с обозначением границ.
Если у участка отсутствуют границы, то для регистрации адреса потребуется проведение кадастровых работ специалистами, сертифицированными Росреестром. После устранения причин отказа можно снова обратиться за получением адреса в местный орган самоуправления.