Вне зависимости от того, покупаете вы квартиру или продаете, важно, чтобы сделку купли-продажи на всех этапах сопровождал специалист. Например, риелтор или представитель застройщика. Если вы решили заняться оформлением договора самостоятельно, мы рекомендуем заранее внимательно изучить пошаговую инструкцию и все нюансы купли-продажи квартиры.
Купля-продажа через МФЦ
Одна из площадок для регистрации сделки – МФЦ. Для этого можно записаться в ближайший удобный центр, находящийся в том же регионе, где продается недвижимость. Специалист проверяет документы от продавца и от покупателя, необходимые для сделки, и выдает бланк заявления на продажу жилья.
Покупатель оплачивает госпошлину за оформление сделки, это можно сделать через банкоматы и терминалы, находящиеся на территории МФЦ. Затем специалист отправляет документы в Росреестр для регистрации права собственности.
После регистрации в Росреестре участникам сделки необходимо будет повторно посетить МФЦ. В этот раз специалист заберет у них 1 экземпляр договора на продажу квартиры (второй и третий экземпляры остаются у продавца и покупателя) и выдаст документы, подтверждающие переход жилья в собственность покупателя.
Деньги за жилье перед регистрацией сделки в МФЦ отправляются в арендованную банковскую ячейку. Банк выступает гарантом того, что продавец не получит денежные средства до того момента, пока покупатель не предъявит банку документы о завершении сделки.
Купля-продажа квартиры через нотариуса
Регистрировать договор купли-продажи и проводить сделку с помощью нотариуса не обязательно, но желательно. Вы заплатите деньги нотариусу за сопровождение, но при этом сможете получить гарантию безопасности сделки:
- Договор, заверенный нотариусом, сложнее расторгнуть или оспорить.
- Нотариус проверяет не только содержание договора, но и дееспособность продавца и покупателя.
- Нотариус тщательно изучает законность сделки, так как несет за это прямую ответственность.
Заверение договора нотариусом обязательно при отчуждении доли в праве общей собственности на недвижимость. Либо один из участников сделки является несовершеннолетним (или недееспособным).
Продавец и покупатель вместе отправляются в нотариальную контору и там после проверки подписывают договор. Затем нотариус самостоятельно отправляет документы на регистрацию права. По окончании регистрации продавец получает деньги за проданное жилье. Они передаются продавцу по тому алгоритму, который указан в разделе об участии МФЦ.
Какой способ самый быстрый
В среднем Росреестр регистрирует собственность в течение 5–10 дней. При заверении договора и документов нотариусом регистрация проходит быстрее, всего за 1–2 дня.
Документы, необходимые для оформления продажи квартиры
Стандартный перечень требуемых документов:
- Паспорта продавца и покупателя.
- План недвижимости, по которой проходит сделка.
- Выписка из ЕГРН.
- Справка об отсутствии долгов по квартплате за приобретаемое жилье.
- Согласие на продажу супруга или супруги продавца квартиры, если она приобретена в браке.
- Договор купли-продажи в трех экземплярах.
- Чек об оплате госпошлины.
- Справка о количестве прописанных в квартире или об их отсутствии (выдается управляющей компанией дома).
- Разрешение от органов опеки (если один из собственников квартиры несовершеннолетний).
Как выглядит договор купли-продажи недвижимости
Образец договора можно скачать на официальном сайте Росреестра. В нем обязательно должны быть указаны:
- Дата и место подписания договора.
- ФИО участников, их паспортные данные.
- Полное описание объекта купли-продажи: размер жилой площади, стоимость, адрес и т. д.
- Стоимость квартиры, способ и срок перевода денежных средств от покупателя к продавцу.
- Есть ли обременения, залог.
- Перечень зарегистрированных в квартире граждан, срок снятия их с регистрации.
- Каким образом продавец получил эту квартиру в собственность: в наследство, путем дарения или купли-продажи. Обязательно указать дату и номер записи в Росреестре об этой сделке.
Дополнительно можно указать, в каких случаях ДКП можно оспорить, обозначить дату фактической передачи жилплощади новому владельцу, начисление пени за просрочку исполнения участниками условий договора.
Что важно сделать перед покупкой или продажей квартиры
К оформлению купли-продажи жилья мы рекомендуем подготовиться заранее. Будет нелишним составить для себя подробный чек-лист, где будут расписаны этапы сделки и всевозможные нюансы.
Вот перечень моментов, которые важно учесть:
- Сколько времени займет процесс оформления. В среднем он длится от 1 недели до 1 месяца. За это время обе стороны собирают необходимые документы, утверждают договор, подписывают его и направляют на регистрацию в Росреестр.
- Проверка истории жилплощади, если она приобретается на вторичном рынке жилья. Довольно трудоемкий и сложный процесс, который лучше всего доверить специалистам – например, INFULL.
Если вы решили заняться проверкой самостоятельно, вот, что необходимо сделать:
- Проверить паспорт второго участника на сайте МВД.
- Узнать, не является ли участник сделки банкротом. Сделать это можно на сайте Единого Федерального реестра банкротов.
- Получить выписку о жилплощади из ЕГРН. В ней будут отражены все действия с квартирой.
- Если продавец получил квартиру в наследство, узнать, как давно он это сделал. Так как другие наследники могут объявиться и оспорить сделку в течение трех лет.
- Если квартира была куплена продавцом в браке, а потом он развелся, то согласие второго супруга на продажу все равно необходимо получить.
- Посмотреть справку обо всех, кто зарегистрирован в квартире. Это можно сделать в паспортном столе или в МФЦ.
- Запросить справку из ПНД о дееспособности продавца/покупателя.
- Выяснить, использовался ли маткапитал для погашения кредита на квартиру.
Так как бывают случаи, когда после погашения ипотеки маткапиталом обязательное выделение доли ребенку или мужу/жене не происходит, а ПФР этот факт не всегда контролирует. Спустя некоторое время супруг или выросшие дети вправе потребовать свои доли через суд.
- Подготовка договора купли-продажи. Какие пункты нужно обязательно прописать в договоре, мы уже рассказали выше в статье. Помимо них, к договору нужно приложить акт приема-передачи жилья. Его подпишет покупатель после того, как осмотрит квартиру и примет ее без замечаний и претензий.
- Этап передачи денег. Бесплатный способ – передать деньги наличными продавцу. Но он же и самый опасный. Надежнее всего будет открыть банковскую ячейку за определенную плату или воспользоваться аккредитивом. Аккредитив – это расчетный счет, открытый на имя покупателя, куда он внесет сумму, равную стоимости жилья. После регистрации права собственности банк переведет эти деньги продавцу.
- Где безопаснее провести сделку. Если вы хотите получить гарантию законности и юридической чистоты сделки, лучше всего будет обратиться в нотариальную контору.
Другие важные нюансы при оформлении сделки
- Не путайте задаток и аванс. Задаток – это безвозвратная гарантия совершения сделки путем внесения определенной суммы денег на счет. Эта сумма потом будет учтена при окончательном расчете. Аванс – это предоплата за квартиру, ее возможно вернуть без последствий. Оба вида предоплаты с указанием суммы рекомендуется указать в договоре.
- Если в результате проверки жилплощади в ЕГРН окажется, что у неё менялись владельцы не реже одного раза в год, прерывайте сделку без сожаления.
- Если квартиру продают по доверенности и доверенное лицо — это не риелтор, то лучше не рисковать и не соглашаться на покупку.
- По возможности привлекайте юриста к изучению договора перед тем, как поставить на нем свою подпись.
- Проверяйте на подлинность документы, представленные вторым участником купли-продажи.
- Особого внимания требует покупка жилья, в котором зарегистрирован или имеет долю в собственности ребенок. Обязательно убедитесь, что сделка официально разрешена органами опеки.
Лучшим решением перед покупкой или продажей жилья станет обращение за помощью к специалистам по недвижимости INFULL. Они учтут все вышеперечисленные и не только моменты, досконально проверят жилье перед покупкой и обезопасят вас от плохих сделок.