Ипотека для многодетных семей в 2025 году
В статье рассказываем, что нового появилось для многодетных семей в 2025 году и какими программами они могут воспользоваться.
- Поделиться
- Лайк
- Комментарии
- В закладки
Из данного материала вы узнаете, что такое закладная на квартиру при ипотеке и зачем она нужна. Почему этот документ считается ценной бумагой и как его оформить?
Не все будущие заемщики знают подробности оформления жилищного кредита. Один из обязательных этапов сделки с банком – составление закладной. Рассказываем подробнее, как это сделать.
Закладная – это именная ценная бумага, которая подтверждает передачу недвижимости в залог банку в обмен на заемные средства. Ценность документа обеспечена стоимостью квартиры, поэтому если заемщик не справится со своими обязательствами по погашению ипотеки, то банк вправе продать жилье и получить деньги обратно.
Закон не требует от сторон сделки оформления закладной, однако большинство кредитных организаций предпочитают ее подписать, чтобы обезопасить себя финансово.
До полного погашения кредита владелец закладной – банк, который выдал заем.
Государство не регулирует, как именно должна выглядеть закладная. Каждый банк самостоятельно определяет вид этой бумаги. Но в документе обязательно должны содержаться следующие сведения:
информация о кредитной организации, включая реквизиты;
Ф. И. О. первого владельца данного документа;
номер и дата заключения ипотечного договора;
сумма кредита и годовая ставка;
срок погашения ипотеки;
описание объекта недвижимости и его стоимость.
Банки оформляют закладную на следующие объекты недвижимости: на квартиру в новостройке или вторичку, на загородный дом или таунхаус, на земельный участок, дачу. Также такой документ составляют при покупке коммерческой недвижимости.
Информация, которая содержится в закладной, должна совпадать с договором на ипотеку.
В противном случае если заемщик будет судиться с банком, суд учтет информацию из ценной бумаги, даже если она отличается от действительной. Поэтому, прежде чем поставить на закладной свою подпись, клиенту банка необходимо проверить достоверность внесенных данных.
Шаг 1. Составление и подписание документа. Для оформления именной бумаги заемщику потребуются следующие документы:
паспорт;
справка о доходах;
выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности покупателя на ипотечное жилье;
договор купли-продажи (или любой другой документ, подтверждающий основание возникновения права собственности);
заключение независимого эксперта об оценке квартиры;
технический паспорт на недвижимость.
Кредитная организация самостоятельно составляет закладную, заемщику останется лишь проверить и подписать готовый документ, и затем зарегистрировать его в Росреестре.
Шаг 2. Регистрация. Оформленную бумагу необходимо зарегистрировать в Росреестре. Многие банки делают это самостоятельно. Если банк заемщика не предоставляет такую услугу, то проще всего будет подать закладную на регистрацию через МФЦ. Далее забирать документ не нужно – Росреестр пересылает заверенную закладную напрямую в банк.
Шаг 3. Хранение закладной. Именная бумага по ипотеке составляется в одном экземпляре и хранится в депозитарии банка до полного погашения долга заемщиком. Клиент вправе запросить копию закладной и хранить у себя на случай утери оригинала банком.
Для снижения риска потери документа с 2018 года допускается оформление закладной в электронном виде на сайте Росреестра.
Этим также занимается кредитная организация. После внесения сведений о заемщике и залоговой квартире банк направляет документ на регистрацию. Файл с готовым документом хранится в цифровом хранилище банка. В электронную закладную, помимо прочих сведений, вносят номер депозитария банка.
Регистрация закладной в Росреестре – платная процедура. Ее стоимость зависит от статуса собственника:
для физического лица – 2 000 ₽;
для юридического лица – 22 000 ₽.
Стоимость изменения сведений о владельце закладной – 350 ₽. Такую сумму заплатит заемщик, если, например, решит рефинансировать ипотеку в другом банке.
Кредитная организация вправе распоряжаться документом: продать другому юридическому или физическому лицу, частично перепродать, обменяться с другим банком, поделить закладную на несколько частей и выпустить эмиссионные бумаги.
В последнем случае банк продает эмиссионные бумаги для получения прибыли, а ежемесячные платежи от заемщика делит на части и направляет их каждому покупателю.
Любые действия с закладной никак не влияют на право собственности заемщика и на порядок погашения ипотеки. Клиент продолжит отчислять кредитору денежные средства, а если банк продал или обменял закладную, то далее он самостоятельно переводит деньги новым держателям ценной бумаги.
Банк вправе распоряжаться кредитными обязательствами своего клиента в одностороннем порядке, даже если закладная не была оформлена, – переуступить их или обменять.
Когда клиент банка полностью погасит ипотеку, обременение с квартиры будет снято, а закладная аннулирована. Для прекращения действия закладной банк направляет уведомление в Росреестр.
Если это делает сам владелец жилья, то сперва ему нужно получить от кредитора справку о погашении ипотеки и подать заявление на выдачу закладной.
После возврата банком документа собственник подает заявку в Росреестр через МФЦ на аннуляцию закладной. Закладную, оформленную в электронном виде, ведомство аннулирует самостоятельно.
Удостовериться в снятии обременения с квартиры можно онлайн несколькими способами – на сайте Росреестра или на Госуслугах в разделе “Мои объекты”.
Подписывайтесь сейчас
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: