Назад к списку

Что такое телемедицина

Как работает телемедицина в нашей стране? Какие услуги можно получить дистанционно?

Редакция INFULL
26 июля 2024 г.
20

Телемедицина – это удаленное взаимодействие врача и пациента. Медицинская консультация проходит через мессенджеры или по видеосвязи. Также понятие телемедицины включает в себя взаимодействие медиков по удаленным каналам.

Телемедицина в России

В нашей стране услуги телемедицины регулируются Федеральным законом №242 от 29.07.2017 и приказом Минздрава от 30.11.2017. Согласно установленным нормативам, в дистанционную медицину входят следующие услуги:

  • сбор жалоб пациента;

  • постановка предварительного диагноза;

  • корректировка хода лечения в случае необходимости;

  • плановые консультации врачей с назначением рекомендаций.

Развитие телемедицины в России заметно ускорилось с началом пандемии коронавируса, когда очные консультации докторов стали труднодоступными для большинства пациентов. До этого дистанционные консультации предлагали лишь частные клиники, но эти услуги не пользовались особой популярностью. Также услуги телемедицины нередко включают страховые компании в программу полиса ДМС.

С течением пандемии нагрузка на врачей возросла настолько, что к телемедицине начали прибегать и государственные клиники. 

Сейчас услуги дистанционного наблюдения пациента применяются по системе ОМС. Получить удаленную консультацию может любой гражданин России, предварительно оформив заявку на сайте gostelemed.ru. Авторизация на сайте Гостелемед происходит через систему Госуслуг.

На онлайн приеме первичный диагноз, назначения и прочее врач вносит в электронную карту пациента. Общение происходит по видеосвязи, в среднем прием врача длится около получаса.

Сейчас телемедицина используется в разных направлениях, но больше всего востребованы онлайн-консультации терапевтов и педиатров. Также дистанционная медицина применяется в лечении особо сложных заболеваний, чтобы пациенту не пришлось ехать или лететь в другой город, где находится нужный ему специалист.

Виды телемедицинских услуг

В России законом определены следующие виды удаленной медицинской помощи:

  • Онлайн-консультация врача. Как правило, беседа проходит по видеосвязи или переписке. Врач отвечает на вопросы пациента, но поставить точный диагноз он не имеет права. По закону это возможно только при личном осмотре больного. Врач может лишь дать простые рекомендации и выслать пациенту направление на очный прием специалиста в поликлинике или больнице.

  • Удаленный мониторинг. Такая процедура происходит уже после постановки диагноза пациенту. С помощью систем исследования состояния здоровья врач получает данные о больном дистанционно. Например, удаленный мониторинг применяется в кардиологии, когда с помощью датчиков на теле пациента врач онлайн наблюдает функционирование его сердца.

  • Подтверждение или опровержение диагноза другим врачом. Такая консультация применяется, когда пациент хочет получить второе мнение от более опытного специалиста и обсудить с ним назначения от другого доктора.

  • Покупка лекарств онлайн. Услуги доставки лекарств на дом от интернет-аптек – еще одна разновидность телемедицины, которая стала особенно актуальной в условиях пандемии.

Также удаленными консультациями пользуются врачи для обмена опытом друг с другом или для проведения консилиума. Телемедицинские технологии позволяют транслировать ход операций в целях обучения других медиков или студентов медицинских вузов.

Кому подойдет использование телемедицины

Основная масса пациентов, которые прибегают к телемедицине, – это жители мегаполисов, которым некогда добраться до врача, чтобы, например, показать ему заключение УЗИ, рентгеновский снимок или получить рецепт. 

Удаленные медицинские консультации пользуются спросом также среди маломобильных групп населения и у людей с низким иммунитетом, которым противопоказано посещать общественные места.

Введение системы телемедицины стало спасением и для жителей небольших населенных пунктов, где наблюдается дефицит узкопрофильных медицинских специалистов.

Преимущества и недостатки

К несомненным достоинствам телемедицинских технологий можно отнести следующее:

  • Пациенты получают первичную помощь врача при невозможности обратиться в клинику или к определенному специалисту. Это могут быть туристы, которые в данный момент находятся за границей или жители небольших городов.

  • Возможность получения консультации тяжелобольными пациентами или людьми с инвалидностью.

  • Больному не нужно ждать несколько месяцев, пока у нужного ему специалиста освободится окно для очной консультации.

  • Пациент с вирусными заболеваниями сможет получить консультацию дома и не заразит окружающих.

  • Оперативное оказание экстренной медицинской помощи.

  • Клиника привлекает новых пациентов из других городов и стран, оказывая им услуги телемедицины.

  • Снижается нагрузка на медицинский персонал.

  • Для врачей это удобный способ быстро собрать консилиум с коллегами из любой точки мира.

Минусы у телемедицины тоже есть. Врачи не имеют права ставить окончательный диагноз на онлайн-консультациях, они могут лишь предположить его. 

Так что если у пациента есть проблемы со здоровьем, посетить врача очно все-таки придется. Назначить лечение вправе только доктор на личном приеме в ЛПУ.

Также на дистанционном приеме врач не сможет физически осмотреть пациента и заметить некоторые тревожные симптомы, что затрудняет постановку первичного диагноза.

Кроме того, недостатками дистанционной медицины являются следующие пункты:

  • система телемедицины не всегда надежно защищена от утечки персональных данных;

  • не все врачи умеют и хотят работать с пациентами дистанционно;

  • возможны перебои с интернетом в удаленных населенных пунктах России;

  • плохое качество связи может помешать провести консультацию по “Скайпу”.

Пример дистанционного приема

Пациентка обратилась к эндокринологу удаленно. На первичной консультации доктор собрала анамнез и назначила сдачу необходимых анализов. Пациентка сдала все анализы и отправила эндокринологу результаты исследований. Врач внимательно изучила их и на повторном онлайн-приеме сообщила пациентке предварительный диагноз. 

Оказалось, что все в порядке и только один анализ отличается от нормы. Исследование на уровень ферритина в крови пациентки показало, что у нее наблюдается дефицит железа в организме. Эндокринолог назначил курс железосодержащих препаратов и порекомендовала пациентке прийти на очный прием в клинике. Стоимость дистанционной консультации эндокринолога составила три тысячи рублей.

Поделитесь с друзьями
Загрузка, пожалуйста подождите...