Параллельный импорт – это ввоз иностранной продукции без согласия производителя. Параллельный импорт завезенного товара, в том числе и автомобилей, считается законным, так как предметы ввоза не являются контрафактными и имеют все необходимые сертификаты и лицензии. Машины обязательно проходят таможенный контроль.
Россия официально позволила ввозить в страну автомобили по “серой” схеме в марте 2022 года. Эти меры связаны с тем, что из-за санкций поставки иномарок были полностью прекращены.
Запрет коснулся машин от брендов Европы, Японии и США стоимостью свыше 50 тыс. евро.
Для упрощения процедуры параллельного импорта дилеры стали закупать автомобили в дружественных странах: Индии, Китае, Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Армении.
Как изменилась стоимость авто
В июле 2022 года Правительство внесло изменения в правила параллельного импорта новых автомобилей. После чего условия ввоза упростились, а стоимость сертификации, а вместе с ней и наценка на машины, снизилась:
- Отменена обязательная установка в автомобилях системы мониторинга происшествий на дорогах – ЭРА ГЛОНАСС. На установку системы дилеры тратили от 50 до 100 тыс. рублей. Пока отмена действует до 1 февраля 2023 года, но, скорее всего, будет продлена.
- Больше не нужно оформлять на ввозимые машины документ ОТТС – одобрение типа транспортного средства. Этот сертификат подтверждал соответствие требованиям безопасности ввозимой на территорию РФ партии автомобилей. Получить его можно было только платно у официального представителя бренда в России.
В целом параллельный импорт наиболее выгоден при ввозе премиальных иномарок, стоимость которых начинается от 5–7 миллионов рублей. В этом случае экономия может достигать нескольких миллионов.
Для машин среднего или ниже среднего ценового сегмента существенной экономии, скорее всего, не будет. К примеру, нет смысла привозить из ОАЭ автомобиль Тойота Королла за 2–2,5 млн рублей, так как в России он будет стоить примерно так же. При параллельном импорте к этому автомобилю прибавится таможенный сбор не менее 600 тыс. рублей плюс другие расходы на сертификацию.
Плюсы и минусы данной схемы
Преимущества параллельного импорта:
- У российских автолюбителей появится возможность приобрести иномарку от брендов, на которые наложено эмбарго.
- При использовании метода “серого” ввоза машина премиум-класса обойдется покупателю дешевле.
- Благодаря параллельному импорту будут налажены поставки оригинальных запчастей.
Недостатков у новой схемы поставок пока что больше:
- При налаженном процессе импорта постоянно будут требоваться посредники – физические лица. Оформлять поставку дорогих машин на юридических лиц невыгодно, так как для них растаможить машину выйдет намного дороже, чем для физлиц.
- Российским покупателям станет недоступна заводская гарантия от производителя.
- Гарантия на машины от дилера станет платной и, скорее всего, за нее придется отдельно доплачивать.
- До введения санкций официальные дистрибьюторы могли контролировать и сдерживать цены на иномарки, теперь такой возможности нет.
- На маршруты “серых” поставок также могут быть наложены санкции. Посредники будут возить автомобили обходными путями, что в результате увеличит сроки ожидания и конечную стоимость машины для потребителей.
- Возникнут трудности с сервисным обслуживанием. Бренды, которые уходят с российского рынка, предпочитают блокировать электронные каталоги запчастей с актуальными данными. Также они блокируют сервисные программные обеспечения, необходимые для диагностики авто. Даже если в интернете можно будет скачать каталог, в нем не найдется обновленной информации от производителя. Ремонт самых последних моделей иномарок вызовет затруднения у дилерских сервисов.
Какие автомобили продают с помощью параллельного импорта
Согласно приказу Минпромторга от 19.04.2022, разрешается ввоз машин в Россию по “серой” схеме от следующих брендов:
- Volkswagen;
- Skoda;
- Toyota;
- Renault;
- Nissan;
- Mitsubishi;
- Subaru;
- Suzuki;
- Honda;
- BMW;
- Audi;
- Mercedes-Benz;
- Volvo;
- Land Rover;
- Jaguar;
- Lexus;
- Infinity;
- Porsche;
- Tesla;
- Acura;
- Chrysler;
- Jeep;
- General Motors;
- Chevrolet;
- Cadillac;
- Dodge;
- GMC;
- Hummer;
- Lincoln;
- Bentley;
- Maybach;
- Lamborghini;
- Ferrari;
- Aston Martin;
- Rolls-Royce;
- Maserati;
- Bugatti;
- Rover;
- Seat.
Заключение
Благодаря новой схеме импорта, не требующей разрешения от производителей, российский авторынок будет насыщаться моделями иномарок, которые ранее в страну не поставлялись. Однако будущему владельцу нужно обязательно учитывать, что официальной гарантии на дорогостоящее авто не будет. Либо ее предоставят дилеры на платной основе и в ограниченном виде, например, предложат покупателю всего два года гарантии вместо пяти лет. Скорее всего, эта проблема будет решена в ближайшем будущем, но пока четкого понимания, как выстроить систему обслуживания машин, у Минпромторга нет.